Понедельник, 22.10.2018, 10:43 | Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Владимир Высоцкий

Владимир Высоцкий


Биография

Имя при рождении:    

Владимир Семёнович Высоцкий
Дата рождения:    

25 января 1938(1938-01-25)
Место рождения:    

Москва, РСФСР, СССР
Дата смерти:    

25 июля 1980(1980-07-25) (42 года)
Место смерти:    

Москва, РСФСР, СССР
Гражданство:    

Союз Советских Социалистических Республик СССР
Род деятельности:    

автор-исполнитель, поэт, прозаик, актёр театра и кино, певец
Годы творчества:    

1959—1980
Язык произведений:    

русский
Премии:    

Государственная премия СССР — 1987
Биография

Родился 25 января 1938 года в 9 ч 40 мин в московском роддоме на 1-й Мещанской улице, 61/2.

Семья:

    * Отец — Семён Владимирович (Вольфович) Высоцкий (1916—1997) — уроженец Киева, военный связист,
 ветеран Великой Отечественной войны, полковник.
    * Мать — Нина Максимовна (урождённая Серёгина, 1912—2003) — по специальности переводчик с немецкого языка.
    * Дядя — Алексей Владимирович Высоцкий, (1919—1977) — писатель, участник Великой Отечественной войны,
кавалер трёх орденов Красного Знамени.

 Происхождение рода

В настоящее время исследователи сходятся на том, что род Высоцких происходит из местечка Селец Пружанского уезда
Гродненской губернии, ныне — Брестской области, Беларусь.
Фамилия, вероятно, связана с названием города Высокое Каменецкого района Брестской области.

Однако о самих предках Владимира Семёновича существует две версии:

Первая — по воспоминаниям С. В. Высоцкого и выводам профессора А. Богдасарова, сделанным на основании анализа архива
 Брестского облисполкома

Дед поэта — тоже Владимир Семёнович Высоцкий (1889, Брест (в то время Брест-Литовск) — 1962, Москва),
родившийся в семье преподавателя русского языка, имел три высших образования: юридическое, экономическое и химическое.
 Одно время профессионально работал стеклодувом. В дальнейшем переехал в Киев.

Бабушка, Дарья Алексеевна — медицинский работник, косметолог.

Вторая — согласно киевским исследователям и двоюродной сестре поэта И. А. Высоцкой

Дед — Вольф Шлиомович Высоцкий (впоследствии Вольф Семёнович и Владимир Семёнович; 1889—1962), из семьи стеклодува,
учился в Люблинском коммерческом училище, с 1911 года жил в Киеве, где учился в киевском отделении Одесского
коммерческого института одновременно с Исааком Бабелем, затем на юридическом факультете Киевского университета;
 в годы НЭПа организовал кустарную мастерскую по производству театрального грима и адвокатскую контору.
 Его старший брат — Леон Соломонович (Лейбиш Шлиомович) Высоцкий — был известным киевским инженером-химиком,
 изобретателем и организатором производства; племянница — чемпионка и обладательница кубка СССР по баскетболу,
заслуженный тренер Украины Людмила Леоновна Ярёменко (Высоцкая).

Бабушка — Дебора Евсеевна (урождённая Бронштейн), во втором браке — Дарья Алексеевна Семененко (1891—1970).

По обеим версиям, бабушка поэта — сама страстная театралка, всегда поддерживала (по всей видимости, единственная)
 стремление внука к театральной работе и творчеству.
Москва, Большой Каретный переулок, 15. Задний фасад дома, в котором Владимир Семенович жил в 1949-1955.
Видны табличка и барельеф
 Детство

Владимир Высоцкий родился 25 января 1938 года в роддоме (б-ца "Моники") на Третьей Мещанской улице (дом 61/2)
 (теперь это ул. Щепкина) . Раннее детство он провёл в московской коммунальной квартире на 1-й Мещанской
(ныне проспект Мира): «…На тридцать восемь комнаток всего одна уборная…» — написал в 1975 году Высоцкий о своём
раннем детстве. Во время Великой Отечественной войны в 1941—1943 годах жил с матерью в эвакуации в селе Воронцовка,
 в 20 км от райцентра — города Бузулук, Чкаловской (ныне — Оренбургской) области. В 1943 году возвратился в Москву,
на 1-ю Мещанскую улицу, 126 (с 1957 года — проспект Мира). В 1945 году Высоцкий пошёл в первый класс 273-й школы
Ростокинского района Москвы.

Через некоторое время после развода родителей, в 1947 году, Владимир переехал жить к отцу и его второй жене —
 Евгении Степановне Высоцкой-Лихалатовой (1918—1988), которую сам Высоцкий называл «мама Женя». В 1947—1949 годах они
проживали в г. Эберсвальде (Германия), по месту службы отца, где юный Володя научился играть на фортепиано.

В октябре 1949 года он вернулся в Москву, пойдя в 5-й класс мужской средней школы № 186 (в настоящее время там
располагается главный корпус Российской правовой академии Минюста). В это время семья Высоцких жила в Большом
Каретном переулке, 15, кв. 4. (В настоящее время на доме установлена мемориальная доска). Этот переулок увековечен в его
 песне: «Где твои семнадцать лет? На Большом Каретном!».
 Начало карьеры артиста

С 1953 года Высоцкий посещал драмкружок в Доме учителя, руководимый артистом МХАТа В. Богомоловым. В 1955 году закончил
среднюю школу № 186, и, по настоянию родственников, поступил на механический факультет Московского инженерно-строительного
института им. Куйбышева, из которого ушёл после первого семестра.

Решение об уходе было принято в новогоднюю ночь с 1955 на 1956 год. Вместе со школьным другом Высоцкого, Игорем Кохановским,
 было решено провести новогоднюю ночь весьма своеобразным манером — за исполнением чертежей, без которых их не допустили бы
к сессии. Где-то во втором часу ночи чертежи были готовы. Но тут Высоцкий встал и, взяв со стола банку с тушью
(по другой версии — с остатками крепко заваренного кофе), стал поливать её содержимым свой чертёж. «Всё.
Буду готовиться, есть ещё полгода, попробую вступить в театральный. А это — не моё…»

Так звучит одна из красивых легенд о Владимире Высоцком. Заявление Высоцкого об отчислении из института по собственному
желанию подписано 23 декабря 1955 года.

С 1956 по 1960 год Высоцкий — студент актёрского отделения Школы-студии МХАТ им. В. И. Немировича-Данченко. Он занимается
 у Б. И. Вершилова, затем у П. В. Массальского и А. М. Комиссарова. На первом курсе познакомился с Изой Жуковой, на которой
 женился весной 1960 года. 1959 год ознаменовался первой театральной работой (роль Порфирия Петровича в учебном спектакле
«Преступление и наказание») и первой ролью в кино (фильм «Сверстницы», эпизодическая роль студента Пети). В 1960 году
произошло первое упоминание о Высоцком в центральной печати, в статье Л. Сергеева «Девятнадцать из МХАТ»
 («Советская культура», 1960, 28 июня).

В 1960—1964 годах Высоцкий работал (с перерывами) в Московском драматическом театре имени А. С. Пушкина. Сыграл роль
 Лешего в спектакле «Аленький цветочек» по сказке С. Т. Аксакова, а также ещё около 10 ролей, в основном — эпизодических.

В 1961 году на съёмках кинофильма «713-й просит посадку» познакомился с Людмилой Абрамовой, ставшей его второй женой
(официально брак был зарегистрирован в 1965 году).
 Начало поэтической работы

В начале 1960-х годов появились первые песни Высоцкого. Песня «Татуировка», написанная в 1961 году в Ленинграде, многими
 считается первой. Неоднократно таковой её называл и сам Высоцкий.

Однако существует песня «49 дней», датируемая 1960 годом, о подвиге четырёх советских солдат, дрейфовавших и выживших в
Тихом океане. Отношение автора к песне было весьма критичным: в автографе ей дан надзаголовок «Пособие для начинающих и
законченных халтурщиков», с пояснением в конце, что «таким же образом могут быть написаны» стихи на любые актуальные темы.
«Надо только взять фамилии и иногда читать газеты». Но, несмотря на то, что Высоцкий как бы исключал эту песню из своего
творчества (называя «Татуировку» первой), известны фонограммы её исполнений в 1964—1967 гг.
Зрелые годы

В дальнейшем песенное творчество стало, наряду с актёрством, главным делом жизни. Проработав менее двух месяцев в
 Московском театре миниатюр, Владимир безуспешно попытался поступить в театр «Современник». В 1964 году Высоцкий создал
свои первые песни к кинофильмам и поступил на работу в Московский театр драмы и комедии на Таганке, где проработал до конца
 жизни.

В июле 1967 года познакомился с французской актрисой Мариной Влади (Мариной Владимировной Поляковой), ставшей его третьей
женой (декабрь 1970 года).

В 1968 году послал письмо в ЦК КПСС в связи с резкой критикой его ранних песен в центральных газетах. В том же году вышла
его первая авторская грампластинка «Песни из кинофильма „Вертикаль"». Летом 1969 года у Высоцкого была клиническая смерть,
 и тогда он выжил только благодаря Марине Влади. Она в это время была в Москве. Проходя мимо ванной, она услышала стоны и
увидела, что Высоцкий кровоточит горлом. В своей книге «Владимир, или Прерванный полёт» Марина Влади вспоминает:
«     Ты больше не говоришь, полуоткрытые глаза просят о помощи. Я умоляю вызвать „скорую", у тебя почти исчез пульс,
меня охватывает паника. Реакция двух прибывших врачей и медсестры проста и жестока: слишком поздно, слишком много риска,
ты не транспортабелен. Они не желают иметь покойника в машине, это плохо для плана. По растерянным лицам моих друзей я
понимаю, что решение врачей бесповоротно. Тогда я загораживаю им выход, кричу, что, если они сейчас же не повезут тебя в
больницу, я устрою международный скандал… Они, наконец, понимают, что умирающий — это Высоцкий, а взлохмаченная и кричащая
женщина — французская актриса. После короткого консилиума, ругаясь, они уносят тебя на одеяле…[9]
Марина Влади
    »

К счастью, врачи привезли Высоцкого в Институт скорой помощи имени Н. В. Склифосовского вовремя, ещё несколько минут
 задержки — и он бы не выжил[9]. Врачи боролись за его жизнь восемнадцать часов. Выяснилось, что причиной кровотечения
явился лопнувший в горле сосуд, но в театральных кругах некоторое время ходили слухи о его тяжёлой болезни[7]:136.

В ноябре 1971 года в театре на Таганке состоялась премьера спектакля «Гамлет» (режиссёр — Ю. П. Любимов), главную роль в
 котором исполнил В. С. Высоцкий[7]:445.

15 июня 1972 года в 22:50 по эстонскому телевидению была показана 55-минутная передача «Парень с Таганки» — первое появление
 Высоцкого на советском телеэкране, если не считать кинофильмов с его участием.

В 1975 году Высоцкий поселился в кооперативной квартире на Малой Грузинской улице, 28.

В том же году в первый и последний раз прижизненно опубликовано стихотворение Высоцкого в советском
литературно-художественном сборнике (День поэзии 1975. М., 1975) — это стихотворение «Из дорожного дневника».

13 февраля 1978 года приказом № 103 Министерства культуры СССР, согласно записи в аттестационном удостоверении артиста
 № 17114, Владимиру Высоцкому была присвоена высшая категория вокалиста-солиста эстрады[10], после чего Высоцкий уже был
официально признан «певцом-профессионалом».

В 1978 году записался на телевидении Чечено-Ингушской АССР. В 1979 году участвовал в издании альманаха «Метрополь».

В 1970-х годах познакомился в Париже с цыганским музыкантом и артистом Алёшей Дмитриевичем. Они неоднократно исполняли
вместе песни и романсы и даже собирались записать совместную пластинку, но Высоцкий умер в 1980-м, и этот проект не
осуществился.

Вместе с актёрами Театра на Таганке ездил с гастролями за границу: в Болгарию, Венгрию, Югославию (БИТЕФ), Францию, Германию, Польшу. Получив разрешение выехать к жене во Францию с частным визитом, сумел также побывать несколько раз в США (в том числе и с концертами 1979 года), Канаде, Таити и т. д.

Высоцкий дал более 1000 концертов в СССР и за рубежом.

22 января 1980 года записался на ЦТ в программе «Кинопанорама», фрагменты которой были впервые показаны в январе 1981 года,
а целиком передача (хронометраж 1 час 3 мин.) вышла только 23 января 1987 года. В первой части этой передачи Высоцкий
исполнял попурри из фильма «Вертикаль», песни «Мы вращаем Землю», «Одна научная загадка» из фильма «Ветер «Надежды»»,
 «Я не люблю», «Пожары», «Утренняя гимнастика», «Парус», а во второй — «Жираф», «Письмо в редакцию по поводу Бермудского
треугольника», «Песню о земле» из фильма «Сыновья уходят в бой» и «Балладу о любви» из фильма «Стрелы Робин Гуда».
 Последние дни и смерть
Мемориальная доска на доме № 28 по Малой Грузинской улице, в котором жил Владимир Высоцкий
Памятник на могиле Высоцкого на Ваганьковском кладбище. Скульптор — А. Рукавишников

16 апреля 1980 года состоялась последняя съёмка концерта Высоцкого в Ленинградском БДТ, где он исполнял песни
«Кони привередливые», «Купола», «Охота на волков» и рассказывал о своём творчестве. Фрагмент этой съёмки вошёл в
передачу В. Виноградова «Я возвращаю ваш портрет». На обратной стороне двойного альбома «Сыновья уходят в бой»
приведены фотографии именно с этого концерта.

22 июня 1980 года состоялся один из последних концертов Высоцкого (в Калининграде), на котором ему стало плохо.

3 июля 1980 года состоял
ось выступление Высоцкого в Люберецком городском дворце культуры в Московской области, где, по словам очевидцев, он выглядел
 нездоровым, говорил, что неважно себя чувствует, но на сцене держался бодро и, вместо полутора запланированных часов,
 отыграл двухчасовой концерт.

14 июля 1980 года во время выступления в МНИИЭМ (Москва) Владимир Высоцкий исполнил одну из своих последних песен —
«Грусть моя, тоска моя… Вариация на цыганские темы».

16 июля он провёл свой последний концерт в подмосковном Калининграде (ныне Королёв)[13].

18 июля 1980 года Высоцкий последний раз появился в своей самой известной роли в Театре на Таганке, в роли Гамлета в
одноимённой постановке по Шекспиру.

25 июля 1980 года Высоцкий скончался во сне в своей московской квартире.

Назвать точную причину смерти невозможно, так как вскрытие не производилось. Существует несколько версий: Станислава
Щербакова и Леонида Сульповара — асфиксия, как следствие чрезмерного употребления седативных средств (морфия и алкоголя);
 Игорь Элькис эту версию отвергает[14].

Существует также версия Анатолия Федотова, которого разные люди характеризуют по-разному: и как личного врача Высоцкого, и
как человека, спасшего его 25 июля 1979 года в Бухаре (по собственному диагнозу — клиническая смерть от «не только пищевого»
 отравления), а также и как врача, «проспавшего» Высоцкого 25 июля 1980 года:
«     23 июля при мне приезжала бригада реаниматоров из Склифосовского. Они хотели провести его на искусственном аппаратном
 дыхании, чтобы перебить дипсоманию. Был план, чтобы этот аппарат привезти к нему на дачу. Наверное, около часа ребята были
 в квартире, решили забрать через день, когда освобождался отдельный бокс. Я остался с Володей один — он уже спал.
Потом меня сменил Валера Янклович. 24 июля я работал… Часов в восемь вечера заскочил на Малую Грузинскую. Ему было
очень плохо, он метался по комнатам. Стонал, хватался за сердце. Вот тогда при мне он сказал Нине Максимовне: „Мама,
 я сегодня умру…"
…Он метался по квартире. Стонал. Эта ночь была для него очень тяжелой. Я сделал укол снотворного. Он все маялся.
 Потом затих. Он уснул на маленькой тахте, которая тогда стояла в большой комнате. … Между тремя и половиной пятого наступила остановка сердца на фоне инфаркта. Судя по клинике — был острый инфаркт миокарда.
Анатолий Федотов
   

Если провести анализ состояния Высоцкого, описанного Мариной Влади в её книге "Владимир, или Прерванный полёт", когда наблюдалось сильнейшее кровотечение из пищевода и только своевременная врачебная помощь спасла жизнь Владимиру Семёновичу, можно сделать вывод о возможном уже тогда признаке, цирроза печени и лопнувший сосуд вовсе не исключает этот диагноз.
Похороны

Владимир Семёнович был похоронен 28 июля 1980 года на Ваганьковском кладбище.

Высоцкий умер во время проходивших в Москве летних Олимпийских игр. В преддверии Олимпийских игр из Москвы были
выселены многие жители, имевшие трения с законом. Город был полностью закрыт для въезда иногородних граждан и
наводнён милицией.

Сообщений о смерти Владимира Высоцкого в советских средствах массовой информации практически не печаталось
(появилось лишь два сообщения в «Вечерней Москве» о смерти и дате гражданской панихиды, небольшой некролог в
газете «Советская культура» и, возможно, уже после похорон, статья памяти Высоцкого в «Советской России».
 Над окошком театральной кассы было вывешено скромное объявление: «Умер актёр Владимир Высоцкий». Ни один человек не сдал
 назад билет — каждый хранит его у себя как реликвию. И, тем не менее, у Театра на Таганке, где он работал, собралась
огромная толпа, которая находилась там в течение нескольких дней (в день похорон были также заполнены людьми крыши зданий
вокруг Таганской площади). Высоцкого хоронила, казалось, вся Москва, стадионы стояли полупустые, хотя официального сообщения
о смерти не было. Марина Влади уже в автобусе, направившемся в сторону Ваганькова, сказала одному из друзей мужа В. И.
Туманову: «Вадим, я видела, как хоронили принцев, королей, но ничего подобного не видела!…»
«     В общем, мы его похоронили, и в этом есть моя какая-то доминантная роль. Они хотели его тихо, быстро похоронить.
Закрытый город, Олимпиада, а получилась довольно для них неприятная картина. Когда они наврали, сказали, что привезут гроб,
 чтобы проститься с ним, а очередь шла от Кремля… Видимо, их мышление было таково, что как такого типа провозить мимо Кремля
на Ваганьковское кладбище. Поэтому они — раз, и в туннель юркнули. Стали выламывать его портрет, который выходит на втором
 этаже, поливочные машины стали смывать с асфальта цветы, которые люди берегли зонтиками, потому что была страшная жара… И
вот эта толпа огромная, которая вела себя просто идеально, начала кричать на всю площадь: «Фашисты! Фашисты!». Этот кадр
обошёл весь мир, и это, конечно, они затаили.
Ю. П. Любимов
    »
 Творчество
ПЕСНЯ ПЕВЦА У МИКРОФОНА

    Я видел жало: ты змея, я знаю.
    А я сегодня — заклинатель змей,
    Я не пою, а кобру заклинаю.

        Прожорлив он, и с жадностью птенца
        Он изо рта выхватывает звуки.

1971 г.
 Поэзия и песни

Список песен Владимира Высоцкого.

Высоцкий написал свыше 100 стихотворений, около 600 песен и поэму для детей (в двух частях), то есть его перу принадлежит
 приблизительно 700 поэтических произведений.

Довольно много песен было написано специально для кинофильмов, но большая их часть, иногда по техническим причинам,
но чаще из-за бюрократических запретов,[19] в окончательные версии не вошла (например, в фильмы «Земля Санникова»,
 «Вторая попытка Виктора Крохина», «Особое мнение» и другие).
 Стиль и тематика песен

Владимир Высоцкий:

    Гитара у меня появилась не сразу. Сначала я играл на рояле, потом — на аккордеоне. Я тогда еще не слышал, что
можно петь стихи под гитару, и просто стучал ритм песни по гитаре и пел свои и чужие стихи на ритмы.

    — «Пишу я очень давно…»

Как правило, Высоцкого причисляют к бардовской музыке, однако здесь нужно сделать оговорку. Тематика песен и манера
исполнения Высоцкого заметно отличалась от большинства других, «интеллигентных» бардов, кроме того, сам Владимир Семёнович
 достаточно негативно относился к так называемым КСП (клубам самодеятельной песни) и «бардовскому» движению вообще:

    «Значит, „Как Вы относитесь к нынешнему менестрелизму и что, по-Вашему, — бардовская песня?" Во-первых, я эти два слова
 впервые слышу — слово „менестрелизм" вот и „бардовская". Вы знаете, в чём дело — я никак не отношусь. Я никогда к этому
никак не относился, никогда себя не считал никаким ни „бардом", ни „менестрелем". Вот, и тут, вы понимаете… Я никогда не
принимал участия ни в каких „вечерах" этих, которые организовывались. Сейчас такое дикое количество этих вот так называемых
„бардов" и „менестрелей", что я к ним не хочу никакого отношения иметь.»

    — Стенограмма выступления Высоцкого в г. Ворошиловграде 25 января 1978 г. (21 ч.)
    
    )

Кроме того, в отличие от большинства советских «бардов», Высоцкий был профессиональным актёром и, уже по этой причине,
не может быть отнесён к самодеятельности.

Сложно найти стороны жизни, которые бы он не затронул в своём творчестве. Это и «блатные» песни, и баллады, и любовная
лирика, а также песни на политические темы: часто сатирические или даже содержащие резкую критику (прямую или,
написанную эзоповым языком) существующего строя и положения дел, юмористические песни и песни-сказки. Многие песни написаны
 от первого лица и впоследствии получили название «песни-монологи». В других песнях могло быть по нескольку героев, «роли»
 которых Высоцкий исполнял, меняя голос (например, «Диалог в цирке»). Это своеобразные «песни-спектакли», написанные для
исполнения одним «актёром».

Высоцкий пел о повседневной жизни и о Великой Отечественной войне, о жизни рабочих и судьбах народов — всё это и принесло
ему широкую популярность. Точность и образность языка, исполнение песен «от первого лица», искренность автора,
экспрессивность исполнения создавали у слушателей впечатление, что Высоцкий пел об опыте собственной жизни
(даже об участии в Великой Отечественной войне, по окончании которой Высоцкому было всего 7 лет) — хотя подавляющая часть
 историй, рассказанных в песнях, была либо целиком и полностью придумана автором, либо основана на рассказах других людей.

Песни Высоцкого отличаются повышенным вниманием, в первую очередь, к тексту и содержанию, а не к форме
(с противопоставлением себя эстраде и с критикой (возможно, самой первой) попсы, хотя и без использования термина).
 Проза и драматургия

«Жизнь без сна (Дельфины и психи)». 1968 год Наличие авторского названия неизвестно.

Первая известная публикация рассказа в парижском журнале «Эхо» в 1980 г. Название «Жизнь без сна» было дано редакцией
журнала. Под заголовком «Дельфины и психи» рассказ распространялся в советском самиздате.

«Как-то так все вышло». 1969 или 1970 годы.

«Где центр?» (сценарий). 1975 год.

«Роман о девочках». 1977 год. Роман не окончен. В авторской рукописи название отсутствует

«Венские каникулы» Киноповесть (совместно с Э. Володарским) 1979 год

«Чёрная свеча» (1 часть) Совместно с Леонидом Мончинским. Владимир Семенович не дожил до окончания совместного труда, и
 2 часть была написана уже только Мончинским.
 Театральные работы

    Основная статья: Владимир Высоцкий в театре и кино
    (Раздел Театр)

В основном имя Высоцкого как театрального актёра связано с Театром на Таганке. В этом театре он участвовал в 15 спектаклях
(в том числе «Жизнь Галилея», «Вишнёвый сад», «Гамлет»). Более чем в 10 спектаклях (не только Театра на Таганке) исполнялись
 его песни. Высоцкий и радио

    Основная статья: Радиоспектакли с участием В. С. Высоцкого

Высоцкий принял участие в создании 11 радиоспектаклей (в том числе «Мартин Иден», «Каменный гость», «Незнакомка»,
«За Быстрянским лесом»).
 Кинематограф

    Основная статья: Владимир Высоцкий в театре и кино
    (Раздел Кинематограф)

Высоцкий снялся почти в 30 фильмах, во многих из них звучат его песни. На многие роли его не утверждали, причём далеко не
 всегда по творческим причинам. Высоцкий участвовал также в озвучивании одного мультфильма — «Волшебник Изумрудного города».
 Кроме того, изначально Волка в мультфильме «Ну, погоди!» предполагалось озвучивать Высоцкому, но впоследствии его заменил
Анатолий Папанов.[источник не указан 137 дней]
 Жёны

   1. Изольда Константиновна Высоцкая (в девичестве — Павлова, по первому браку — Жукова, часто используется уменьшительное
 имя — Иза). Родилась 22 января 1937 года. Женаты с 25 апреля 1960 года. Дата развода неизвестна. По одним данным, вместе
супруги прожили неполные 4 года, по другим, развод был оформлен в 1965 году, однако известно, что фактически они расстались
задолго до официального развода. Поэтому сын Изольды Константиновны, родившийся в 1965 году, носит фамилию Высоцкий, на
самом деле будучи сыном другого человека.
   2. Людмила Владимировна Абрамова. Родилась 16 августа 1939 года. Женаты с 25 июля 1965 по 10 февраля 1970 года, разведены;
 двое сыновей: Аркадий (род. 1962), Никита (род. 1964)
   3. Марина Влади (Марина-Катрин де Полякофф). Родилась 10 мая 1938 года. Женаты с 1 декабря 1970 года.

 Друзья

В своих интервью Высоцкий часто рассказывал о своих друзьях, в первую очередь, естественно, об известных людях, но, отмечая,
 что были и «несколько человек, не имеющих отношения к… публичным профессиям».

Так первыми друзьями, получившими впоследствии известность, были одноклассники Владимира: будущий поэт Игорь Кохановский и
 будущий сценарист Владимир Акимов. Потом эта группа разрослась: «Мы жили в одной квартире в Большом Каретном, … жили
 прямо-таки коммуной…». Эта квартира принадлежала старшему другу поэта — Левону Кочаряну и там жили или часто бывали
актёр Василий Шукшин, режиссёр Андрей Тарковский, писатель Артур Макаров, сценарист Владимир Акимов, Анатолий Утевский.
 Об этих людях Владимир Семёнович вспоминает: «Можно было сказать только полфразы, и мы друг друга понимали по жесту,
по движению глаз».

Со временем прибавились коллеги по театру: Всеволод Абдулов, Иван Бортник, Иван Дыховичный, Борис Хмельницкий,
Валерий Золотухин, Валерий Янклович. Кроме них на разных этапах жизни у Высоцкого также появлялись новые друзья:
 Давид Карапетян, Даниэль Ольбрыхский, Вадим Туманов, Виктор Туров, Михаил Барышников, Сергей Параджанов и другие.

В Париже Высоцкий знакомится с Михаилом Шемякиным, которым в будущем будет создано множество иллюстраций к песням
Высоцкого, возведён памятник поэту в Самаре. Однако, пожалуй, самое важное, что Михаил Михайлович сделал для
увековечивания памяти друга — это записи Высоцкого, сделанные в Париже в 1975—1980 годы в студии Михаила Шемякина.
 На второй гитаре Высоцкому аккомпанировал Константин Казанский. Эти записи уникальны не только качеством и чистотой
звучания, но и тем, что Высоцкий пел не просто для пластинки, а для близкого друга, чьё мнение он так ценил.
 Дискография

    Основная статья: Дискография Владимира Высоцкого

 Прижизненные диски, изданные в СССР
 Персональные издания

При жизни Высоцкого было выпущено всего 7 миньонов (выходили с 1968 по 1975 год). Каждая из пластинок содержала не больше
четырёх песен.

В 1978 году также был выпущен экспортный диск-гигант, в который вошли песни, записанные в разные годы на «Мелодии», но так
 и не изданные.
 С участием Высоцкого

Начиная с 1974 года, вышли четыре дискоспектакля с участием Высоцкого, в том числе в 1976 году был выпущен двойной альбом
«Алиса в Стране чудес» (отдельно издали ещё и миньон «Алиса в Стране чудес. Песни из музыкальной сказки»).

Кроме этого, известно 15 пластинок, в которые входили по одной или несколько песен Высоцкого, в основном это песни из
 кинофильмов и сборники военных песен (например, «Друзьям-однополчанам», «День Победы»).

Также песни Высоцкого звучали на 11 пластинках в музыкальных журналах (в основном, «Кругозор»), а в 1965 году в том же
«Кругозоре» (№ 6) были изданы отрывки из спектакля «10 дней, которые потрясли мир» с участием Высоцкого и других
таганских актёров.
 В СССР и России после смерти

    * Наиболее крупным изданием является серия грампластинок «На концертах Владимира Высоцкого» на 21 диске (1987—1992 гг.). Также выделяются 4 грампластинки, выпущенные в 1993-94 гг. фирмой «Апрелевка Саунд Инк», с редкими и ранее не издававшимися песнями.
    * В первой половине 2000-х годов компанией «New Sound — Новое звучание» было выпущено 22 компакт-диска с
 ремастированными песнями Владимира Семёновича. Треки были представлены современными ремейками, в основу которых лёг
вокал Высоцкого, очищенный от авторского звукового сопровождения и наложенный на современные музыкальные аранжировки.
Столь смелый эксперимент вызвал противоречивые мнения аудитории: с одной стороны, музыка приобрела довольно хорошее
качество звучания, а с другой — добавилась некая «попсовость».
    * К 30-летней годовщине смерти В. Высоцкого газета «Комсомольская правда» подготовила специальный выпуск с фильмом
 на DVD: «Владимир Высоцкий. Кадры неизвестной кинохроники. „Дорожная история"» с кадрами, которые никогда не
демонстрировались в России: материал польской кинохроники, а также уникальные кадры из различных частных архивов
(кинопробы несостоявшейся роли, любительские съёмки, фрагменты интервью).

 За рубежом

Во Франции с 1977 по 1988 год выпущено 14 пластинок.

В США с 1972 по 1987 год выпущено 19 пластинок (в том числе серия из 7 пластинок «Владимир Высоцкий в записях Михаила
Шемякина»).

В Финляндии в 1979 году вышла 1 пластинка.

В Германии с 1980 по 1989 год выпущено 4 пластинки.

В Болгарии с 1979 по 1987 год выпущено 6 пластинок (4 авторские пластинки и 2 сборника).

В Японии с 1976 по 1985 год выпущено 4 пластинки (2 авторские пластинки и 2 сборника).

В Корее в 1992 году выпущено 2 пластинки.

Также в Израиле в 1975 году вышла пластинка «Неизданные песни русских бардов», на которой есть 2 песни Высоцкого.
 Гитары Владимира Высоцкого

Высоцкий всегда играл на семиструнных гитарах.

Первая выделяющаяся из общего ряда гитара появилась у него в 1966 году. Её Владимир Семёнович купил у вдовы Алексея Дикого
. Позже он рассказывал, что эту гитару «делал какой-то мастер австрийский 150 лет назад. Её купили князья Гагарины, а у
 них перекупил артист Блюменталь-Тамарин и подарил Дикому…». Вероятно, эта гитара участвовала в фотосессии Высоцкого и
 Влади в 1975 году (фотограф — В. Ф. Плотников).

1975 годом датируются фотографии, на которых Владимир Семёнович запечатлён с первой гитарой, сделанной для него Александром
Шуляковским (с головкой грифа, сделанной в виде лиры). Этот мастер сделал для Высоцкого 4 или 5 гитар.[20]

Также у Высоцкого была гитара с двумя грифами, которая нравилась ему из-за оригинальной формы, но вторым грифом Владимир
Семёнович никогда не пользовался. С этой гитарой Владимир Семёнович запечатлён на обратной стороне конверта 9-го диска
серии «На концертах Владимира Высоцкого».

В спектакле «Преступление и наказание», который был выпущен в 1979 году, Высоцкий играл на гитаре, принадлежавшей
кинорежиссёру Владимиру Аленикову, который отдал ему свою гитару для этой роли, поскольку гитара понравилась
Высоцкому и своим несовременным видом, и окраской, и звучанием. Гитару эту делал когда-то петербургский мастер Ягодкин.
После смерти поэта Алеников попросил у театра разыскать гитару, и в конце концов она была ему возвращена, но в крайне
плачевном, разбитом состоянии, у неё не хватало кусков, починить её никто не брался. В 1991 году Алеников увёз разбитую
 гитару в Штаты, где её в конце концов привёл в полный порядок гитарный мастер, индеец Рик Тернер. Фотография гитары
 появилась на обложке журнала «Акустик гитар» под именем «Высоцкий».
 Автомобили Владимира Высоцкого
Песня о двух красивых автомобилях

Нет, развилка как беда,
Стрелки врозь - и вот не здесь ты.
Неужели никогда
Не сближают нас разъезды?
Этот сходится, один,
И, врубив седьмую скорость,
Светло-серый лимузин
Позабыл нажать на тормоз.
1969 г.

По воспоминаниям друзей, Владимир Высоцкий любил быструю езду на автомобиле со скоростью около 200 километров в час и часто
 разбивал свои машины[21].

Первый автомобиль Владимира Высоцкого — «Волга ГАЗ-21» серого цвета, приобретенный им в 1967 году, а затем им же и разбитый.

В 1971 году он одним из первых в СССР купил себе ВАЗ-2101 («копейку») с номерным знаком 16-55 МКЛ. Судьба автомобиля была
 недолгой — Владимир разбил машину вдребезги после нескольких поездок за рулем.

Марина Влади привезла ему из Парижа Renault 16, полученный ею за съёмки в рекламе. Высоцкий разбил «Рено» в первый же день,
въехав на остановке в автобус. Машину все-таки восстановили, но у неё были парижские номера, и по правилам тех лет ГАИ её
не выпускала далее 100 км от Москвы. В 1973 году друзья актёра помогли сделать справку для пересечения границы, и на этой
 битой машине Владимир и Марина совершили путешествие из Москвы в Париж. Там же, во Франции, они эту машину продали
(после объявления в журнале «Paris-Match»: «Марина Влади продает машину… Спр. по тел…»).

Через год Высоцкий выехал с концертами в Германию и привез оттуда два BMW — один серый, другой бежевый. Но бежевый
оказался среди угнанных, поэтому столичная ГАИ зарегистрировала лишь одну машину. Вторая стояла в гараже, хотя ездил
Высоцкий на обеих — он просто переставлял номера с одного автомобиля на другой, и никто этого не замечал.
В конце концов Интерпол поймал бежевый BMW, и он был отправлен обратно в Германию, а на сером Высоцкий уехал в Париж,
 где и продал его на ближайшем авторынке.

В 1976 году у Высоцкого появился первый «мерседес» 1974 года выпуска, цвета «голубой металлик» (модель 450 W 116) —
четырёхдверный седан. Марина Влади привезла из Франции около 10 машин подряд для мужа, но их обязательно надо было
 увозить из СССР через год после ввоза — таковы были правила. Mercedes стал первой для Высоцкого иномаркой, официально
 зарегистрированной в Москве. Кстати, именно этот «мерседес» был первым, который появился в картотеке ГАИ.
 Ещё один был у Брежнева, а спустя месяц появился у Сергея Михалкова.

В конце 1979 года на гастролях в Германии Владимир купил спортивное двухместное купе Mercedes 350 желто-коричневого цвета.
 Но до Москвы Высоцкий на нём не доехал: на строящейся к Олимпиаде магистрали Москва-Брест сразу за Минском на скорости
около 200 км/ч он не справился с управлением и улетел в кювет. «Мерседес» восстановили уже после смерти актёра.
 Из автосервиса машину так никто и не забрал…

За несколько дней до смерти Высоцкого видели за рулем красной ВАЗ 2101. Вероятно, эта машина была одолжена у кого-то из
друзей, но о её судьбе ничего не известно[источник не указан 440 дней]
 Библиография

    * «Песни и Стихи». Нью-Йорк: Литературное зарубежье, 1981.
    * «Нерв». М.: Современник, 1981.
    * «Я куплет допою…». (Песни для кино). М.: Киноцентр, 1988.
    * «Поэзия и проза». М.: «Книжная палата», 1989.
    * «Стихи и песни». М. «Искусство», 1989 (с приведением нот).
    * «Венские каникулы». М.: ВО «Союзинформкино» Госкино СССР, 1990.
    * Владимир Высоцкий. Сочинения (в 2-х томах). М.: «Художественная литература», 1991.
    * Владимир Высоцкий, Леонид Мончинский «Чёрная свеча». М.: «Московская международная школа переводчиков», 1992.
 ISBN 5-8234-0006-3
    * Альманах. «Мир Высоцкого: Исследования и материалы.» — М.: ГКЦМ В. С. Высоцкого:
          o Вып. 1 — 1997 г.
          o Вып. 2 — 1998 г.
          o Вып. 3 (два тома) — 1999 г.
          o Вып. 4 (два тома) — 2000 г.
    * Собрание сочинений: В 4 т. — 2-е изд. — М.: Время, 2009
    * Владимир Высоцкий. «Кони привередливые» (избранные стихотворения и проза). Издательская группа «Азбука-классика»,
 СПб, 2010 г.

 Посмертное признание поэта и его влияние на культуру

    Основная статья: Память о В. С. Высоцком

В годы строгой цензуры Высоцкий затрагивал целый ряд запретных тем, отчего и сам во многом был под запретом, но, несмотря
 на существовавшие ограничения, популярность Высоцкого была и остается по сей день феноменальной[22]. Это обусловливается
человеческим обаянием и масштабностью личности, поэтическим даром, уникальностью исполнительского мастерства, предельной
искренностью, свободолюбием, энергетикой исполнения песен и ролей, точностью раскрытия песенных тем и воплощения образов
счетчик посещений Рейтинг@Mail.ru